Суббота, 18.05.2024, 16:19
"Татарский язык и литература"
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [12]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 89
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

Прогрессивная педагогика и образовательные технологии татарской национальной школы в РТ (1985-2000)

Прогрессивная педагогика и образовательные технологии татарской национальной школы в Республике Татарстан(1985-2000 гг.)

В постсоветский период активизировалась проблема национального образования, обучения и воспитания в национальной школе. Чтобы понять состояние национальных школ, достаточно привести такой пример. В Казани в 1989/90 учебном году из 166 общеобразовательных школ только одна была татарской (1), где обучались не городские дети, а мальчики и девочки из сельских местностей. В результате создания политики «советского народа», говорящего на русском языке, к 80-м годам XX века национальные школы сохранились лишь в сельской местности Татарстана.

Любые социально-экономические преобразования в обществе неизменно вели к изменениям в организации образования в татарской национальной школе. Дух 1984/85 учебного года в Татарской АССР был проникнут, например, целого внедрения идей «Основных направлений реформы образовательной и профессиональной школы» (1984 г.).

В основных направлениях реформы общеобразовательной школы подчёркнуто, что необходимо совершенствовать формы, методы и средства обучения. Передовые учителя большое значение придают проведению лекций, семинаров, консультаций, диспутов, зачётов и т.д.

В 1988 году в республике проживало более  сорока национальностей. В 1988 году в школах республики преподавали на шести языках. Действовало 1059 татарских, 117 чувашских, марийских, удмуртских, мордовских школ вместе взятых, которые составляли 50% из общего числа общеобразовательных школ.

Учащиеся – татары, обучающиеся в русских школах с I по X класс, изучали свой родной язык, а для детей русских был введён новый предмет, называемый «Культура, литература, история родного края».

В школах республики трудились более 1300 учителей родного языка, из них 98,3% с высшим образованием. Основной задачей в этот период становится пропаганда межнациональной дружбы.

Особенно актуальным становится вопрос отношения к родному языку. Просвечивается линия равного использования возможностей и татарского и русского языков в обучении учащихся. Квалифицированных преподавателей татарского языка не хватает и с целью обеспечения учителями родного языка в 1989-1990 годах на базе Татарского института усовершенствования учителей открылись курсы по переподготовке учителей гуманитарных дисциплин к преподаванию родного языка. Их количество достигло до 380 человек.

Реальную возможность возрождения татарского народного образования дала демократизация общественной жизни. Одно из главных достижений современности в области образовательной системы – переориентация учащихся на сознание значимости национального самосознания.

«Концепция развития татарского просвещения», принятая в 1991 году Министерством образования РТ на заседании коллегии – один из важных документов в образовательно-воспитательной системе. Ещё одним важным документом в образовательно-воспитательной системе явилась «Концепция воспитания учащейся молодёжи РТ», утверждённая Министерством народного образования  Республики Татарстан 11 февраля 1993 года.

Образование в национальных татарских школах соответствует государственным образовательным стандартам РТ. Национальное образование призвано способствовать, а не препятствовать врастанию Татарстана в рыночные отношения.

В целом  к концу XX века удельный вес   национальных  школ  сохраняется, успешно  развиваются учреждения образования с этнокультурным компонентом содержания образования. Министерством был разработан учебный план для школ с этнокультурным компонентом. Он позволяет учитывать особенности каждой школы, не ущемляя прав  детей  ни одного народа. 

Список используемой и цитируемой литературы:

[1] Гатауллина М. Х. Ведущие тенденции развития татарской национальной школы: 1985-2000. Монография, АН РТ, Институт истории. Центр истории и теории национального образования. Казань. Печатный двор. 2001 г., стр. 128.

 



Источник: http://Гатауллина М. Х. Ведущие тенденции развития татарской национальной школы: 1985-2000. Монография
Категория: Мои статьи | Добавил: ЛюцияМугаллимовна (06.05.2012) | Автор: Хабибрахманова Люция Мугаллимовна E
Просмотров: 1365 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz