Прогрессивная педагогика и образовательные технологии татарской национальной школы в РТ (1985-2000)
Прогрессивная педагогика и
образовательные технологии татарской национальной школы в Республике
Татарстан(1985-2000 гг.)
В постсоветский период
активизировалась проблема национального образования, обучения и воспитания в
национальной школе. Чтобы понять состояние национальных школ, достаточно
привести такой пример. В Казани в 1989/90 учебном году из 166
общеобразовательных школ только одна была татарской (1), где обучались не
городские дети, а мальчики и девочки из сельских местностей. В результате создания
политики «советского народа», говорящего на русском языке, к 80-м годам XX века
национальные школы сохранились лишь в сельской местности Татарстана.
Любые
социально-экономические преобразования в обществе неизменно вели к изменениям в
организации образования в татарской национальной школе. Дух 1984/85 учебного
года в Татарской АССР был проникнут, например, целого внедрения идей «Основных
направлений реформы образовательной и профессиональной школы» (1984 г.).
В основных направлениях
реформы общеобразовательной школы подчёркнуто, что необходимо совершенствовать
формы, методы и средства обучения. Передовые учителя большое значение придают
проведению лекций, семинаров, консультаций, диспутов, зачётов и т.д.
В 1988 году в республике
проживало болеесорока национальностей.
В 1988 году в школах республики преподавали на шести языках. Действовало 1059
татарских, 117 чувашских, марийских, удмуртских, мордовских школ вместе взятых,
которые составляли 50% из общего числа общеобразовательных школ.
Учащиеся – татары,
обучающиеся в русских школах с I по X класс, изучали свой родной язык, а для
детей русских был введён новый предмет, называемый «Культура, литература,
история родного края».
В школах республики
трудились более 1300 учителей родного языка, из них 98,3% с высшим
образованием. Основной задачей в этот период становится пропаганда
межнациональной дружбы.
Особенно актуальным
становится вопрос отношения к родному языку. Просвечивается линия равного
использования возможностей и татарского и русского языков в обучении учащихся.
Квалифицированных преподавателей татарского языка не хватает и с целью
обеспечения учителями родного языка в 1989-1990 годах на базе Татарского
института усовершенствования учителей открылись курсы по переподготовке
учителей гуманитарных дисциплин к преподаванию родного языка. Их количество
достигло до 380 человек.
Реальную возможность возрождения
татарского народного образования дала демократизация общественной жизни. Одно
из главных достижений современности в области образовательной системы –
переориентация учащихся на сознание значимости национального самосознания.
«Концепция развития татарского
просвещения», принятая в 1991 году Министерством образования РТ на заседании
коллегии – один из важных документов в образовательно-воспитательной системе. Ещё
одним важным документом в образовательно-воспитательной системе явилась
«Концепция воспитания учащейся молодёжи РТ», утверждённая Министерством
народного образованияРеспублики
Татарстан 11 февраля 1993 года.
Образование в
национальных татарских школах соответствует государственным образовательным
стандартам РТ. Национальное образование призвано способствовать, а не
препятствовать врастанию Татарстана в рыночные отношения.
В целомк концу XXвека удельный веснациональныхшколсохраняется, успешноразвиваются учреждения образования с
этнокультурным компонентом содержания образования. Министерством был разработан учебный
план для школ с этнокультурным компонентом. Он позволяет учитывать особенности
каждой школы, не ущемляя правдетейни одного народа.
Список используемой и цитируемой
литературы:
[1] Гатауллина М. Х. Ведущие тенденции развития татарской
национальной школы: 1985-2000. Монография, АН РТ, Институт истории. Центр
истории и теории национального образования. Казань. Печатный двор. 2001 г.,
стр. 128.