Актуальные проблемы преподавания татарской литературы во второй половине XX века:проблемы с
учебниками татарской литературы.
В
послевоенные годы СССР гордился постановкой своего народного образования. Число
образовательных школ превысило довоенный уровень, особенно быстро оно росло,
когда в стране стало вводиться обязательное семилетнее образование. К 1953 году
СССР уже входил в первую пятёрку мира по уровню образования. Уделялось внимание
и развитию национальных школ, преподаванию родного языка и литературы. В течение 1950-1952 года были разработаны и
утверждены новые учебные планы отдельно для школ каждой национальности. В этих
планах было увеличено количество учебных
часов на изучение русского языка. Большая работа проводилась по дальнейшему
развитию литературных языков, усовершенствованию учебников родного языка и
литературы. Но были и проблемы с учебниками родного языка.
В эти годы сталинское руководство пошло по пути ужесточения
политического режима и идеологического контроля над жизнью советского общества.
Это был общий курс, направленный против зарождавшегося свободомыслия и
демократических ожиданий. Он неуклонно проводился во всех регионах огромной
страны. Нашей республике одной из первых пришлось испытать политику
«закручивания гаек» в политике и идеологии.
Еще в августе 1944 года ЦК ВКП (б) принял постановление «О состоянии
мерах улучшения массово-политической и идеологической работы в Татарской
партийной организации».
В духе августовского постановления ЦК в 1948-1952 годах был принят еще
ряд подобных решений обкома партии
В 50-е годы в Татарии происходило сужение сферы применения татарского
языка и расширение сферы функционирования русского языка. В республике был отменен государственный
экзамен на аттестат зрелости по татарскому языку и литературе, ликвидированы
кореннизированные группы в средних специальных учебных заведениях: язык
коренного народа стал невостребованным. Тенденции здесь были, в самом деле,
тревожными.
Под недремлющим партийным оком оказались и учебные издания. Дважды, в
1948 и 1952 годах, по идеологическим мотивам был жестоко раскритикован учебник
- хрестоматия по татарской литературе для 8 класса средней школы.
В постановлении бюро татарского обкома ВКП (б) «Об учебнике татарской
литературы для 8 класса средней школы» от 2 сентября 1948 года под шифром
«Строго секретно» было отмечено, что составители этого учебника «недостаточно
критически подошли к оценке литературы прошлого, умолчали об ошибках некоторых
писателей, включили заведомо ошибочные и вредные произведения». По словам
ретивых цензоров в учебнике слабо представлено творчество классиков русской
литературы и крайне недостаточно освещено влияние русской литературы на
развитие культуры татарского народа». Резкой критике были подвергнуты даже
разделы учебника, посвященные характеристике татарской литературы даже древнего
периода ХVII-XVIII веков. Обнаружив в учебнике проявления «буржуазного
объективизма», «вредные произведения», как, например, стихотворение
«Сахипджамалга» Г. Кандалыя, драма - «Радди бичара кыз» Ф. Халиди - эти труды и
имена их авторов, составляющие гордость татарской литературы, на десятилетия
были вычеркнуты из ее истории. «Причина одна: якобы, они идеализируют жизнь
мулл, баев и купцов, не показаны идеалистичность и примитивность их творчества
и отдаленность от интересов народных масс».
В итоге бюро обкома ВКП (б) постановляет:
1. Признать учебник по татарской
литературе для 8 класса средней школы
1947 года, (автор Л. Заляй, редактор Гази Кашшаф) не отвечающим
требованиям коммунистического воспитания учащихся, содержащим грубейшие ошибки
в оценке татарской литературы и вредные произведения, и запретить пользоваться
этим учебником в средних школах Татарской АССР.
На этом история этого учебника не заканчивается. 18 февраля 1952 года
под шифром «Строго секретно» бюро Татарского обкома ВКП (б) издает еще одно
постановление «Об ошибках в учебнике литературы для 8 класса татарских средних
школ, где было отмечено что «Министерство просвещения Татарской АССР отнеслись
безответно к выполнению постановления бюро обкома ВКП (б) от 2 сентября 1948
года, где они обязывались обеспечить издание учебника, отвечающего задачам
коммунистического воспитания учащихся».
По мнению партийных лидеров, в учебнике по-прежнему идеализируются
религиозно-мистическое творчество суфия начала ХVII конца XVIII века Мауля Кулыя, который в своих стихотворениях воспевал наиболее
реакционные секты ислама: суфизм, ишанизм, проповедовавшие отказ от мирских
забот, покорность судьбе и эксплуататорам». По постановлению бюро обкома ВКП
(б) некоторых уволили, некоторых исключили из рядов ВКП (б), некоторым дали
строгий выговор, а Министерство просвещения ТАССР (т. Валиуллину) обязали:
а)
разработать и довести до всех преподавателей литературы методические указания
об исправлении ошибок, имеющихся в учебнике. По окончании учебного года учебник
по татарской литературе для 8 класса изъять.
Источник: http://журнал "Эхо веков" |