Суббота, 18.05.2024, 15:08
"Татарский язык и литература"
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [12]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 89
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

Актуальные проблемы преподавания татарского языка и литературы во второй половине 20 века

Актуальные проблемы преподавания татарской литературы во второй половине XX века:проблемы с учебниками татарской литературы.

 

      В послевоенные годы СССР гордился постановкой своего народного образования. Число образовательных школ превысило довоенный уровень, особенно быстро оно росло, когда в стране стало вводиться обязательное семилетнее образование. К 1953 году СССР уже входил в первую пятёрку мира по уровню образования. Уделялось внимание и развитию национальных школ, преподаванию родного языка и литературы.  В течение 1950-1952 года были разработаны и утверждены новые учебные планы отдельно для школ каждой национальности. В этих планах было  увеличено количество учебных часов на изучение русского языка. Большая работа проводилась по дальнейшему развитию литературных языков, усовершенствованию учебников родного языка и литературы. Но были и проблемы с учебниками родного языка.

     В эти годы сталинское руководство пошло по пути ужесточения политического режима и идеологического контроля над жизнью советского общества. Это был общий курс, направленный против зарождавшегося свободомыслия и демократических ожиданий. Он неуклонно проводился во всех регионах огромной страны. Нашей республике одной из первых пришлось испытать политику «закручивания гаек» в политике и идеологии.

     Еще в августе 1944 года ЦК ВКП (б) принял постановление «О состоянии мерах улучшения массово-политической и идеологической работы в Татарской партийной организации».

     В духе августовского постановления ЦК в 1948-1952 годах был принят еще ряд подобных решений обкома партии

     В 50-е годы в Татарии происходило сужение сферы применения татарского языка и расширение сферы функционирования русского языка.     В республике был отменен го­сударственный экзамен на аттестат зрелости по та­тарскому языку и литературе, ликвидированы кореннизированные группы в средних специальных учебных за­ведениях: язык коренного народа стал невостребованным. Тенденции здесь были, в самом деле, тревожными.      

     Под недремлющим партийным оком оказались и учебные издания. Дважды, в 1948 и 1952 годах, по идеологическим мотивам был жестоко раскритикован учебник - хрестоматия по татарской литературе для 8 класса средней школы.

     В постановлении бюро татарского обкома ВКП (б) «Об учебнике татарской литературы для 8 класса средней школы» от 2 сентября 1948 года под шифром «Строго секретно» было отмечено, что составители этого учебника «недостаточно критически подошли к оценке литературы прошлого, умолчали об ошибках некоторых писателей, включили заведомо ошибочные и вредные произведения». По словам ретивых цензоров в учебнике слабо представлено творчество классиков русской литературы и крайне недостаточно освещено влияние русской литературы на развитие культуры татарского народа». Резкой критике были подвергнуты даже разделы учебника, посвященные характеристике татарской литературы даже древнего периода ХVII-XVIII веков. Обнаружив в учебнике проявления «буржуазного объективизма», «вредные произведения», как, например, стихотворение «Сахипджамалга» Г. Кандалыя, драма - «Радди бичара кыз» Ф. Халиди - эти труды и имена их авторов, составляющие гордость татарской литературы, на десятилетия были вычеркнуты из ее истории. «Причина одна: якобы, они идеализируют жизнь мулл, баев и купцов, не показаны идеалистичность и примитивность их творчества и отдаленность от интересов народных масс».

     В итоге бюро обкома ВКП (б) постановляет:

1. Признать учебник по татарской литературе для 8 класса средней школы  1947 года, (автор Л. Заляй, редактор Гази Кашшаф) не отвечающим требованиям коммунистического воспитания учащихся, содержащим грубейшие ошибки в оценке татарской литературы и вредные произведения, и запретить пользоваться этим учебником в средних школах Татарской АССР.

     На этом история этого учебника не заканчивается. 18 февраля 1952 года под шифром «Строго секретно» бюро Татарского обкома ВКП (б) издает еще одно постановление «Об ошибках в учебнике литературы для 8 класса татарских средних школ, где было отмечено что «Министерство просвещения Татарской АССР отнеслись безответно к выполнению постановления бюро обкома ВКП (б) от 2 сентября 1948 года, где они обязывались обеспечить издание учебника, отвечающего задачам коммунистического воспитания учащихся».

     По мнению партийных лидеров, в учебнике по-прежнему идеализируются религиозно-мистическое творчество суфия начала ХVII конца XVIII века Мауля Кулыя, который в  своих стихотворениях воспевал наиболее реакционные секты ислама: суфизм, ишанизм, проповедовавшие отказ от мирских забот, покорность судьбе и эксплуататорам». По постановлению бюро обкома ВКП (б) некоторых уволили, некоторых исключили из рядов ВКП (б), некоторым дали строгий выговор, а Министерство просвещения ТАССР (т. Валиуллину) обязали:

         а) разработать и довести до всех преподавателей литературы методические указания об исправлении ошибок, имеющихся в учебнике. По окончании учебного года учебник по татарской литературе для 8 класса изъять.

Эти постановления ЦК ВКП (б) оказались документами долговременного действия. [ЦТА ИПД РТ. Ф, 15. Оп. 33. Д. 108. Л. 113-117. Впервые опубликовано в журнале «Гасырлар авазы – Эхо веков». 1997. № 1-2. стр. 94-96].

     Снижению престижа изучения татарской литературы, уменьшению числа обучающихся в национальных школах мощный импульс дала школьная реформа 1958 года. Тогда не только было введено обязательное восьмилетнее образование. Изучение национального языка было объявлено делом добровольным.

 

                                                     Литература.
ЦТА ИПД РТ. Ф, 15. Оп. 33. Д. 108. Л. 113-117. Впервые опубликовано в журнале «Гасырлар авазы – Эхо веков». 1997. № 1-2. стр. 94-96

 



Источник: http://журнал "Эхо веков"
Категория: Мои статьи | Добавил: ЛюцияМугаллимовна (12.05.2012) | Автор: Хабибрахманова Люция Мугаллимовна E
Просмотров: 1553 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz